Срочно возьми микрозайм онлайн.

Теория противоположных начал (инь—ян)

Л. Краткое понятие об инь—ян. Размышляя над практикой по-неедневной жизни, наблюдая явления природы, люди пришли к включению, что Вселенная представляет собой единое целое, которое находится в постоянном движении и изменении.
Конкретными формами могут быть, например, подъем и снижение, проникновение внутрь и выход наружу. Эти процессы (иражают ту внутреннюю деятельность, которая происходит во ненкой вещи, показывают связь между вещью и ее окружением.
Закон превращения предполагает рождение, развитие, расцвет, старение и умирание вещей, превращение их в другие
пещи.
Источником этого постоянного движения и непрерывной цепи превращений служит наличие противоположных начал, которые и древности получили название «инь» и «ян».
Действие противоположных начал определяется следующими шконами.
1.    Они противостоят и стремятся подавить друг друга. Когда одно из них получает преобладание, то происходит это за счет другого, за счет его ослабления, уменьшения. Усилия обоих начал, направленные на взаимное подавление, обеспечивают их единство в тот или иной момент.
2.    Оба начала находятся в тесной взаимосвязи и превращаются одно в другое.
В каждом из двух начал присутствует частица противоположного, в связи с чем существует выражение: «В инь есть ян, в ян есть инь». Сливаясь друг с другом, завися друг от друга, инь и ян создают единое целое. Без ян нет инь, без инь нет ян. В этом единстве противоположностей существует свое «разделение труда»: инь «представляет» материальную сторону вещей, ян — функциональную. Обычно в каждой вещи инь и ян уравновешиваются. При определенных условиях они превращаются одно в другое, ибо в своем непрерывном развитии в процессе противоборства, на каком-то определенном этапе инь может переходить в ян и наоборот.
Итак, борьба двух противоположных начал, их стремление к взаимному подавлению, их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимное превращение одно в другое являются источником развития и превращения вещей. Нарушение этих -отношений между инь и ян ведет к нарушению всякого движения, всякого развития.
Б. Применение концепции инь—ян в медицине. Концепция инь—ян используется в восточной медицине в самых различных аспектах — в норме и патологии, в составлении и назначении лекарств, в иглотерапии и профилактике болезней,
1.    В понимании анатомического строения
и функций организма:
—    строение организма: все внутреннее в организме относится к инь, все внешнее — к ян, низ — к инь, верх — к ян; плотные органы относятся к инь, полые — к ян; спина —. это ян, живот — инь, почки — инь в инь, печень ян в инь и т. д.;
—    функции организма: для осуществления своей деятельности организм нуждается в постоянном питании; чтобы получать питательные вещества (инь), он должен расходовать часть энергии (ян;) для функционирования организм перерабатывает часть питательных веществ — инь в энергию — ян (закон взаимного превращения: инь — материя, ян — энергия).
2.    В понимании патогенеза: если две противопо-
ложные стороны, два начала — инь и ян — находятся в относи-
тельном равновесии, то болезненных явлений не наблюдается.
Когда же равновесие нарушается, возникает болезнь, которая
проявляется главным образом в том, что одно из начал слиш-
ком усиливается, а другое слишком ослабляется (если верх
берет ян, страдает инь, при победе инь наблюдается синдром
«холода», прн победе ян.— синдром «жары»).
Однако, если какая-либо из сторон, разрастаясь, переходит
Iраницу, иначе говоря, развивается за счет другой, болезнь может развиваться по типу: «когда слишком много жары, она переходит в холод, когда слишком много холода, он переходит н жару, когда слишком много ян, он переходит в инь, когда слишком много инь, он переходит в ян».
3.    Вдиагностике. Основываясь на оттенке кожи, клинических симптомах, характере пульса, древние врачи определяли шболевание как «иньское» или «янекое» («инь-болезнь», «ян-болезнь»), что являлось обобщенным выражением «восьми руководящих принципов»—«иньского» и «янекого», «поверхностного» и «внутреннего», «холода» и «жары», «пустого» и «полного». Например, у больных рыхлая полнота, кожа нездорового желтого оттенка, движения вялые, отмечается зябкость, пульс глубокий (чам), медленный (чи) — все это свидетельствует о том, что болезнь скорее имеет «иньский» характер. Если больной— человек крепкий, плотный, с кожей розоватого оттенка, г быстрыми энергичными движениями, быстрым (сак), поверхностным (фу) пульсом, то это скорее свидетельствует о заболевании «янского» типа.
4.    В терапии. Как правило, при заболевании, вызванном иоздействием внешних вредных факторов, когда ян преобладает, а ннь ослаблено, следует оказать тормозящее действие на ян («наказать» ян). Когда же, наоборот, инь преобладает, а ян ослаблено, следует «наказать» инь, чтобы восстановить равновесие между ними. Метод этот имеет название «изгнание внешних болезнетворных факторов».
Если в результате заболевания, вызванного внутренними причинами, ослабло инь и получило преобладание ян, следует усилить инь, чтобы восстановить его равновесие с ян. И наоборот, при заболевании, вызванном внутренними причинами, когда ислаблено ян и преобладает инь, следует усилить ян, чтобы привести его в соответствие с инь. Этот метод имеет название «помощь внутреннему».
5.    В фармакотерапии. При применении лекарств для лечения тех или иных заболеваний необходимо прежде всего учитывать особенность растения («теплоту», «холод», вкус, пнет), которая является выражением «иньского» или «янского» характера медицинского препарата. Отсюда возникновение способа лечения «янскими» препаратами «инь-болезней», «иньски-ми» — «ян-болезней».
6.    В иглотерапии. Всю систему меридианов можно под-римделить на «иньские» («инь-меридианы») н «янские» («ян-ме-рндианы»). Существует связь «поверхностно-внутреннего» типа между «иньскими» и «янскими» меридианами, однородными в плане концепции «пяти элементов» (у—син). Существует также снизь между меридианами в области верхних и нижних конечностей, однородными в плане концепции «противоположных начал» (инь—ян). Когда болезнь связана с расстройством того или иного «инь-меридиана», это, как правило, влияет на соответствующий «ян-меридиан», связанный с первыми отношениями «поверхностно-внутреннего» типа, и наоборот. Так, нарушения в меридиане селезенки отражаются на состоянии меридиана желудка, расстройство меридиана почек влияет на меридиан мочевого пузыря и т. д. Метод сочетания в терапии таких точек, как точки-источники (собственные точки, точки-пособники), с шлюзовыми точками (стабилизирующими, ло-пунктами) и есть собственно применение в медицинской практике концепции «противоположных начал».
7, В профилактике. На основе регулирования соотношения инь и ян, сохранения врожденной энергии (функционального начала) с целью недопущения вторжения в организм внешних болезнетворных факторов древневосточные медики разработали многочисленные методы профилактики болезней,

Комментариев нет

Комментариев нет

Leave a reply